Опубликованы результаты оценки экологической мобильности, подготовленные Вуппертальским институтом климата (Германия).
Реализация проекта осуществлялась при поддержке Гринпис. В выборку вошли 13 городов, включая Москву. Рейтинг формировался на основе 21 показателей, сгруппированных по 5 категориям: чистота воздуха, система общественного транспорта, дорожное движение и его безопасность, управление мобильностью, активная мобильность (возможность совершать пешие прогулки и кататься на велосипеде, самокате и пр.).
По итогам исследования Москва заняла двенадцатую (предпоследнюю) позицию. Безопасность дорожного движения здесь оценивается из позиции ниже среднего. Состояние воздуха и активность мобильности – критерии, которые в сравнении с другими 12-тью странами оказались худшими в рейтинге. Мало того, в составленном рейтинге Москва оказалась самой перегруженной столицей. Из-за пробок время пути здесь может быть выше 40%.
Можно сказать, что в Москве преобладает развитая система городского транспорта. Однако в сравнении с Лондоном здесь низкая плотность остановок: для сравнения: 4,67 на км2 при численности 11,92 миллиона человек (Москва) и 12,41 на км2 при численности населения 8,8 миллиона человек (Лондон). Плотность остановок сконцентрировано в ЦАО. Чем дальше от центра и ближе к окраинам, тем ниже концентрация остановок, что ограничивает людей в использовании общественного транспорта и вынуждает пересаживаться на личные транспортные средства.
В Москве худшее качество воздуха из всех 13 городов выборки рейтинга. Фактором чрезмерно загрязненного воздуха в столице России выступает устарелость транспортных средств передвижения. Осложняют ситуацию и климатические условия. Тем не менее, ученые, утверждают, краеугольный камень проблемы лежит в эксплуатации транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания, которые выбрасывают в атмосферу опасные выхлопы.
Авторы выявили две значимые корреляции. В городах, где большая доля населения передвигаются на велосипедах, самокатах или пешком, намного меньше автомобильных аварий, чем в населенных пунктах, где автомобиль и наземный общественный транспорт – главные средства передвижения.
Вторая важная закономерность – расширение прокатных точек велосипеда, приводит к тому, что люди отказываются от поездок на личном авто и предпочитают передвигаться на велосипедах. В целом, при развитой инфраструктуре для поездок на велосипедах, люди меньше стараются перемещаться на авто.
Исследование основывалась на вторичном анализе данных, находящихся в свободном доступе. Статистику также удалось получить при коммуникации с городском администрацией. В исследовании использовалась информация, полученная в 2016 году. Причина – на момент сбора статистической информации данные за 2017 год еще не были представлены.
По мнению автором исследования, города, оказавшиеся в конце рейтинга, все же прикладывают силы для улучшения экологической ситуации в своем мегаполисе. Тем не менее, добиться значимых результатов можно только при улучшении интегрированности транспортных связей. Разрозненные способы решения проблемы развития городского транспорта и велосипедной инфраструктуры не решат проблему. В этом вопросе Москве стоит перенимать успешные практики других городов и адаптировать их под себя. Для решения этой проблемы Гринпис предлагает администрации городов предпринять следующие шаги: