Приключения на праворульной машине
Первый из дней в Чианг Мае мы должны были провести в старом городе, предварительно арендовав машину в аэропорту.
Я выглядела в первые 20 минут вождения праворульной машины как человек, который точно не сможет проехать ни то, что до Бангкока, а даже пару оживленных трафиком улиц. Единственной помощью было то, что движение в Чианг Мае очень плотное, а из-за этого очень медленное (не более 30 км в час). Поэтому мое приспособление к новым условиям непоколебимо шло, и даже в относительно аварийно безопасной обстановке.
Сама для себя я могла ужаснуться, насколько снова приходиться тратить внимание на процесс вождения. Обычно, внимание требовалось только для контроля ситуации на дороге, а машина двигалась автоматизировано, как жест рукой или ногой. К счастью, начиная со следующего дня, автоматизированность управления стала почти полной, однако на всякий случай я не включалась в высокоинтеллектуальные размышления и разговоры (в том числе, поскольку дорожная ситуация также требовала сильно повышенного внимания в сравнении с Москвой — из-за количества скутеров).
Храмы старого города
Про храмы, если честно, мы не прочитали никакой информации, а жара была запредельной для того, чтобы увлечься экскурсиями. В последнюю ночь мы загуглили, какие из храмов являются исторически ценными, и наметили ориентировочный маршрут прогулки. Зато мы их увидели, сфотографировали и получили определенное эмоциональное впечатление. Вся информация по храмам собрана уже в Москве. В надежности источников вдумчивому читателю рекомендую сомневаться (например, насколько достоверна англоязычная википедия?), однако, я постаралась оставить самые непротиворечивые данные из легкодоступных.
Wat Pa Phrao Nai, Wat Dubphai — мы увидели не запланировано, они оказались по пути к намеченным нами храмам после того, как мы определись с местом завтрака в старом городе.
Wat Phra Singh
Wat Phra Singh — строительство храма началось в 1345 году при короле Phayu (Пхра Ю). Именно здесь расположили знаменитую золотую статую Будды (Phra Buddha Singh), высота которой более шестнадцати метров. Эта святыня, повидавшая множество мест, и дала название храму. Статуя была сделана в 360 году на Шри-Ланке (ранее Цейлон). Откуда и начала свое путешествие в Сиам и по многим городам Таиланда. На данный момент существуют различные версии по поводу подлинности святыни Phra Buddha Singh в храме Пхра Синг. Еще две статуи Будды, находящиеся в Тайланде, претендуют на то, чтобы быть той самой. Одна находится в храме Wat Phra Mahathat в городе Nakhon Si Thammarat, вторая — в национальном музее Бангкока. Также существует версия, что в Wat Phra Singh подлинник, однако в 1922 году голова Будды была украдена, и её заменили идентичной копией. Каждый год во время фестиваля Songkran статую проносят по улицам Чианг Мая. Во время религиозной процессии жители выражают своё почтение, окропляя святыню водой.
Второй реликвией храма Пхра Синг является статуя Будды Пхра Сингха Ной (иначе «малый Будда Пхра Синг»). Это уменьшенная копия Будды Пхра Сингх, изготовленная Пхайя Тилокарадж (девятым королем династии Менграй) в 1477 году в честь Восьмой Буддийской Ассамблеи. В один из периодов в храме также находилась статуя Изумрудного Будды, которая сейчас хранится в Бангкоке как главная реликвия страны.
Во время исторических событий с 1578 по 1774 (Чианг Май тогда являлся частью Lanna Kingdom) храм оказался существенно разграблен и разрушен. В 19 веке началось восстановление.
Сейчас в храмовом комплексе действует школа древнего языка пали, на котором написано большинство учений Будды. На территории Вата Пхра Сингх произрастают два священных дерева Сала Ланка, имеющих важное религиозное значение для буддистов, а также располагается буддийская библиотека, построенная в 1477 году. Внутри нее хранятся древние рукописи, снаружи библиотека украшена фигурами буддийских духов.
Wat Chedi Luang
Wat Chedi Luang — храм был построен в 14 веке, когда король Saen Muang Ma решил предать земле прах своего отца. Однако через 10 лет строительство было прервано и продолжилось только после смерти короля в 15 веке. Здание стало высотой в 85 метров, 54 метра — диаметр основания. По тем временам самое большое сооружение во всей Lanna (Ланнатай). В 1468 в храме расположили изумрудного Будду. В 1545 году постройка выше 30 метров от основания разрушилась из-за сейсмической активности, после этого в 1551 году изумрудный Будда был отправлен в Luang Prabang.
В начале 1990-х Wat Chedi Luang был реконструирован благодаря финансированию UNESCO и японского правительства. Однако результат получился противоречивым. Архитектура храма в стиле Центрального Тайланда, не воспроизводила архитектурный стиль Lanna.
Wat Sean Mueang Ma Luang
Wat Sean Mueang Ma Luang — данный храм не входил в наш план, о нем почти нет информации в интернете, скорее всего в нём не представлены никакие древние имеющие историческое значение реликвии. Однако, он вызвал состояние, которое бы я рассчитывала пережить в местах, связанных с религией. Объяснение тому очевидное. Там нет туристов, суеты и даже, как ни странно, испепеляющего солнцепека. Для меня в таких вопросах точно имеют максимальное значение интимность и уединение. Возможность этого в предыдущих храмах полностью отсутствовала. Я даже подумала, как обитающим там монахам удается настроиться на что-то духовное, глубокое в такой суматохе (здания при храме, например, школа в Wat Phra Singh весьма небольших размеров, а туристов там сотни).
Wat Sean Mueang Ma Luang выполнен в архитектурной стилистике, напоминающей современную реставрацию двух предыдущих храмов.
Wat Lok Molee
Wat Lok Molee — во время нашего прибытия находился на реконструкции, к сожалению.
Когда именно этот храм был построен неизвестно. Первые упоминания о нём датируются 1367-м годом. Король Kuena пригласил 10 монахов из Бирмы распространить своё учение (Theravada Buddhism). Они стали жить в Wat Lok Molee.
В данном храме также разместили останки членов династии Mangrai. Королевская семья поддерживала и несла ответственность за состояние Wat Lok Molee до тех пор, пока они были у власти.
Большая чеди храма на данный момент оставлена в не отштукатуренном-позолоченном состоянии, что редкость по сравнению с большинством храмов современного Чианг Мая.
Wat Suan Dok
Wat Suan Dok — был построен королем Kue Na в 1370 году. Согласно легенде Maha Sumana Thera, монах из Sukhothai Kingdom, после видения обнаружил реликвию Будды (кость). Эта реликвия, также согласно видению, должна была быть размещена в Чианг Мае. Монах должен был выждать два сезона дождей, а затем дождаться завершения строительства храма. При помещении реликвии в готовый храм она чудесным образом раздвоилась. Одну оставили в Wat Suan Dok, а вторую поместили на белого слона, который должен был взойти на гору Doi Suthep. На горе слон протрубил три раза и умер. На этом месте построили Wat Phrathat Doi Suthep.
Ослепительные белоснежные сооружения в Wat Suan Dok, напоминающие небольшие чеди, — мавзолеи, где хранится прах членов Королевской Семьи Чианг Мая.
В недавно отреставрированной сале (помещение для медитации) нетипично расположены статуи Будды. Обычно они должны смотреть лицом на восток. В Wat Suan Dok они находятся напротив друг друга. Статуя Будды, сидящего в медитации, смотрит на восток, а статуя стоящего Будды — на запад в сторону чеди. Одна из причин такого расположения – подчеркивание важности чеди и реликвий, заложенных в ней. В 48-ми метровой колоколообразной чеди (ступа) в шриланкийском стиле хранятся мощи Будды, охраняемые многоголовыми нагами.
Храм также известен и благодаря бронзовой статуе Будды Phra Chao Kao Tue, созданной в 1504 году и составляющей в высоту 4,7 метра.
Wat Suan Dok находится по соседству с Королевским Буддийским Университетом (Mahachulalongkornrajavidyalaya University).
«Ночной базар»
Последняя достопримечательность, которая нам предстояла этим днем — «ночной базар». Он открывался к 17.00. Это огромный рынок, в котором, что только не продается. Мы приехали за картинами. Одну мы-таки нашли, она удовлетворила во всем, кроме той темы, которую изображала (индеец верхом на лошади убивал кого-то, кто находился за пределами границы холста). Большое количество картин были довольно яркими (в стиле рисования балончиками), многие авторы не работали с фоном (он оставался цвета грунтовки холста), также почти не встречалось такого, чтобы хотя бы один мазок масляной краски был объемным (краска наносилась очень тонким слоем). Всеми этим недостатками не грешил индеец-охотник, но я искала картину в нашу рабочую комнату и не была уверена, что полотно транслировало нужное для работы настроение.
Так что побыть потребителями на ночном базаре нам не удалось, зато мероприятие хорошо отражало жизнь города.