• Кьерагболтен

• Последнее изменение: 30.11.2016
  • Местоположение: Норвегия
  • Путешественники: Валерий Нистратов, Мария Нистратова

Пришлось внести корректировки в изначальный план

Мы съехали на узкую дорогу по территории заповедника и довольно быстро нашли парковку. Изначальный маршрут предполагал, что после похода к горошине мы поедем на туристическом лайнере, куда можно сесть вместе с машиной, и через фьорд отправимся в нужном нам направлении. Но после 31 августа многие опции становятся недоступными, и в интернете уже красовалась информация о закрытости маршрута для сезона 2016.

Сначала мы испугались, что теперь не удастся вообще добраться до следующей точки нашего маршрута, потому что в Москве навигатор никаких альтернативных путей не предлагал, кроме того, который с двумя паромными переправами. Но это опасение не оправдалось. Но дорога после пешего маршрута нам предстояла долгая — более пяти часов до городка Одда (рядом с языком тролля). Поэтому на тропу к Кьерагболтену мы вышли рано.

Путь к Кьерагболтену

Хайкинговый трек начался с сильного подъема. Наборов высоты было три, первые два не столь длительные (хотя эмоционально именно первый переживается самым трудным), а третий самый продолжительный. В крутых местах были провешены цепи. В солнечную погоду мы ими почти не пользовались, но в слякоть подъем и особенно спуск без них, думаю, был бы почти невозможен.

Виды по пути были очень красивые. На маршруте и парковке были ещё люди, минимум 40 машин, и это несмотря на закончившийся туристический «сезон» (часть людей явно были местными). Среди поднимавшихся было двое отцов с детьми восьми лет, мальчиками. Но это не означает, что любого ребёнка стоит брать на такой трек. Два с половиной часа дороги в один конец и ощутимые подъемы, не подошли бы путешественникам, не любящим физических нагрузок.

Наконец, добрались до Кьерагболтена. Побежали фотографироваться. Девушка передо мной сначала была полна энтузиазма сделать заветный кадр, но подойдя к камню над пропастью резко передумала. Её попробовал загнать на достопримечательность её парень, но она осталась непреклонна. Таких передумавших мы наблюдали много, как среди женщин, так и среди мужчин.

В расщелине открывался великолепный вид на фьорд. Фотоаппараты не могли передать величия происходящего, пейзаж был прекрасен, но абсолютно не фотогеничен, по крайней мере, для нашей техники.

Приятное неожиданное продолжение

Слева от выступа, на котором стояли, возвышались скалы, которые, уходя на километр от нас ближе к морю, заканчивались заманчивым утесом. Плоским и на самом краю (мы были в углублении скал). «А вдруг туда можно добраться?» — подумали мы.

С энтузиазмом в глазах побежали искать место перебраться через две сквозные трещины в скалах. Пути на утес могло и не оказаться, но мы не могли не попробовать. Избегая откровенно опасные для лазания без страховки участки, мы нашли проход (по дороге назад узнали, что был путь длиннее, но существенно проще, проложенный туриками) на возвышенность. Теперь предстоял спуск к утесу. Мы по-прежнему встречали трещины и были не уверены, что через них можно перебраться. Но снова везло. А на утесе, и правда, открывался роскошный вид на фьорд и на туристов с плато Кьерагболтен. К тому, мы в удовольствие полазали по «бездорожью» в скалах.

Купание и возвращение

По возвращении обратно, но до выхода на основную тропу, нашли прекрасный ледяной горный водоём. Купальников с собой у нас не было, поэтому залезать пришлось на свой страх и риск (регулярно пробегали мимо затерявшиеся и ищущие горошину туристы). Слева в фотографиях этот водем есть.

Последний третий спуск перед выходом прошли уже с выраженными мечтами упрятаться в машину=) Со скепсисом смотрели на тех, кто в 15.30 только двигался туда в непоходного вида одежде. Рано или поздно им придется развенуться или возвращаться уже по темноте.

Хочется отметить, что внизу нас поджидала очень вкусная кафешка с разумными для Норвегии ценами. Порадовали и взятый суп, и мясо.

Снова в машине

Теперь про машинный перегон. Было ясно, что нужно как-то ускоряться, иначе обещанные навигатором 5 часов превратяться в 7. Я как водитель мечтала, чтобы узкая дорога вдоль заповедника наконец-то закончилась. Дважды со мной разъезжались встречные норвежцы совершенно не сбрасывая скорости. Я успокаивала себя, что вот-вот сейчас все закончится. Я поеду выше сорока, на нашу машину перестанут «бросаться» местные.

На развилке по широкой дороге мы проехали не более 10 км перед поворотом на новую узкую дорогу с пунктирчиком по бокам без сплошной. Я поняла, что мечты мои тщетны. Придётся ускоряться на дороге, какая она есть. Мы последовали примеру местных и поехали по самой правой кромке на скорости 60-70 км. И, конечно же, продолжили встречать машины, которые разъезжались с нами на несбрасываемой скорости. Мы теперь тоже старались во что бы то ни стало не сбрасывать. Сначала было сложно, но еще через час нам уже удалось заразиться норвежской отчаянностью в вождении. Эти все жертвы нужны были для того, потому что до этого мы сильно удлинняли время, которое обещал навигатор. А многие перегоны, предстоявшие нам, заявлялись как требующие пяти часов езды. И нам нельзя было допустить, чтобы отведенное не на машину время скрадывалось.

Больше всего восхищали провинциальные фуры, которые гнали ещё быстрее на этих же самых узких дорогах, чем даже легковушки и кроссоверы.

Казармы

К вечеру добрались до Одды. Местечко красивое. Но отель был один из самых дорогих и единственный ужасный. Сначала думали прийти в номер и сделать вкусный сытный салат на ужин, как это было обычно, но по атмосфере захотелось просто закрыть сразу глаза и уснуть.

К нашему счастью местный работник отеля решил с нами побеседовать о языке тролля. Мы закладывали на язык 6 часов, как предлагалось в найденных нами интернет-блогах. Но выяснилось, что рерайтнутая всеми фраза «все путешествие заняло 6 часов и составляло 11 километров» относится только к дороге туда. То есть трек туда-обратно — это 22 км и минимум 9 часов, если почти не останавливаться «проникнуться атмосферой места». А после языка нужно было гнать 6 часов на машине до забронированного домика-кемпинга в Йотунхейме. Пришлось отказаться от посещения языка.